В научном мире во взглядах на допустимость вспомогательных репродуктивных технологий также сформировалось несколько позиций. Сторонники абсолютистской позиции, основываясь на моральных и религиозных принципах, требуют запрета любых манипуляций с эмбрионами на любых стадиях развития, поскольку считают, что эмбрион — это существо, имеющее душу с момента оплодотворения. Дальнейшее развитие репродуктивных технологий, с их точки зрения, несет опасность генофонду и здоровью человечества, поскольку отдаленные последствия ВРТ еще не выявлены. Выдвигаются требования установления жестких рамок, ограничивающих применение ВРТ.
Приверженцы противоположной, разрешительной, позиции призывают к широкому внедрению ВРТ в качестве альтернативного естественному способу размножения людей.
Сторонники более умеренной, так называемой градуалистической позиции, которую занимают большинство ведущих специалистов врачей, социологов и правоведов, считают, что в правовой защите нуждается развивающийся эмбрион с того момента, когда он приобретает черты и свойства, характерные для личности.
В поддержку градуалистической позиции специалистами высказывается аргумент, что преэмбрион не имеет нервной системы, а следовательно, признаков высшей нервной деятельности и каких-либо характеристик личности: самосознания, рациональности, чувства морали, автономии и т. п. Оплодотворение еще не означает становление индивидуальности, поскольку из зиготы могут развиться несколько индивидуумов. Допустимость такого рода медицинских вмешательств решается при отсутствии давления со стороны врача, полной информированности супружеской пары о возможностях и медицинских последствиях применения ВРТ.
С позиций прогресса науки совершенствование подобных технологий рассматривается как безусловно позитивное явление. С другой стороны, появляется риск евгенического манипулирования с целью массового проектирования и рождения своеобразных гибридов — людей с заранее заданными физическими и психологическими качествами, способностями и возможностями. Сам факт генетического конструирования младенца требует разработки новой морали, нового законодательства.
health.sumy.ua