В России родился новый вид бизнеса: специалисты по шопинг-сервису. Они сделают покупки за вас. Просьба не путать их с бюро добрых услуг: шопинг-сервис возник в Америке и был рассчитан на кинозвезд. Ольга Игнатова – владелица первого в России шопинг-сервиса – проводит большую часть жизни в беготне по магазинам. В Москве, Милане, Париже.
Сейчас у нее около 15 постоянных клиентов. Все они — деловые женщины. Работа с каждой из них начиналась с личной драмы: в офис к Ольге клиентки привозили по 10 чемоданов со всем своим гардеробом и по 5 часов рассказывали историю каждой вещи — готовились с ними расстаться со слезами на глазах. Профессиональные стилисты помогают начать жизнь с начала — с новых покупок. Бюджет приобретений на сезон — минимум 3 тысячи долларов. Женщины поймут: их не устраивают «просто черные туфли и черная сумка». Нужно, чтобы они совпадали по стилю, и «фурнитура подходила».
А времени у бизнес-леди – в обрез. Клиенты шопинг-сервиса — типичные члены недавно сформировавшегося «общества потребления». Покупкам они придают чрезмерное значение. Другая сторона этой проблемы – «тратоголизм», от слова «траты». И на первый взгляд милая женская причуда на самом деле – тяжелый невроз. По медицинской статистике каждая четвертая женщина страдает этим — не смейтесь! — тяжелым недугом. Причем, каждая вторая рано или поздно придет к психиатру. Как говорят врачи, расстройство это весьма сложное по происхождению.
И вылечить его практически невозможно: женщина постоянно испытывает «тревожную депрессию» и непреодолимую потребность что-либо купить. Из-за женского «тратоголизма» распадаются браки. Как и проблемы с гинекологией, депрессии из-за покупок мужчинам не знакомы. Пожалуй, только мужчина-психиатр может позволить себе некоторую снисходительность и понимание. Александр Полеев: «Существует классическое исследование, сделанное моим старинным другом, английским психологом Джо Алексом. Женщин опрашивали перед входом в большой магазин: сколько денег они собираются потратить и сколько времени там провести. Потом, с их ведома, к одежде прикрепляли специальную электронную метку и фиксировали время на выходе из магазина. Выяснилось, что в среднем английская женщина проводит в магазине почти в два с половиной раза дольше, чем планировала. И тратит в два с половиной раза больше денег. В России эта болезнь распространяется со скоростью эпидемии. Психиатр Палеев рассказывает, что еще 10 лет назад таких пациенток были единицы. Теперь их — сотни. Но это не означает, что их не было в счастливые времена товарного дефицита. Врачи сравнивают «тратоголиков» с алкоголиками в исламских странах. Там их столько же, сколько и в христианских государствах. Только пока это –«латентные алкоголики»: выпивку достать негде