За красивым словом «арт-терапия» скрывается гораздо больше серьезных вещей, нежели принято думать. Обывательская точка зрения на методику лечения посредством художественного творчества такова: если ты водишь кистью по холсту, расшатанные нервы говорят тебе спасибо, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет
Более информированная часть населения осведомлена о различных художественных тестах, способных анализировать психическое состояние человека и помогающих психиатрам и психотерапевтам при диагностике заболеваний.
Как самостоятельное направление в лечебно-коррекционной и профилактической работе арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий. Но условия для ее развития стали появляться уже в конце ХХ века, вместе с интересом к детскому примитивному искусству. Спонтанное выражение своих эмоций, искренность, не сдерживаемая рамками условности, само творчество, а не реальная оценка профессионализма художника аудиторией — вот что является важным и для детского искусства и для арт-терапии.
Эта философия самоощущения, выраженная отнюдь не только с помощью рисунка и живописи. В арсенале арт-терапии глина и фотографии для коллажа, музыкальное сопровождение и язык танца.
Конечно, раньше всего методом арт-терапии стали пользоваться в психиатрии. И у здорового, и, тем более, у больного человека существуют эмоциональные переживания, которые невозможно выразить словами. Но можно создать зрительный образ. Мир психически больного человека чрезвычайно сложен, и если больной не может выразить что-то вербально, его переживания могут выплеснуться в поведении… С помощью арт-терапии больные способны повышать самооценку, контролировать свое поведение. А это очень важно, так как контроль над поведением помогает людям принимать решения.
А что же другие области медицины?
В первую очередь, арт-терапия хороша для реабилитации людей после тяжелых заболеваний, не связанных с нарушением психики. Восстановление душевного равновесия после переломов, операций, сложных и длительных воспалений. Метод художественного творчества незаменим при работе с онкологическим больными, больными СПИДом, и, вообще, людьми, по разным причинам обреченными. Арт-терапевтами разработан ряд упражнений, связанных с восприятием таких значимых тем, как смысл прожитой жизни, примирение с ней, посмертное существование, взаимоотношения с родными. Просто представьте на минуту, как важно этим людям выразить весь спектр своих переживаний. То же самое можно сказать и о людях преклонного возраста, стало быть дома престарелых являются еще одной возможностью для использования художественного творчества с лечебной целью. Медики говорят о том, что страх смерти во многом связан с ложью и запретами, окружающими тему царства мертвых. То есть страх смерти не является естественным по природе. Арт-терапия может бороться с чувством тревоги, это важно и в решении проблемы депрессионного состояния.
А наши дети?
Педагогическое направление в арт-методике развивалось параллельно медицинскому. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем у взрослого, поэтому малышу гораздо проще нарисовать действительность, чем рассказать о ней. Это памятка родителю. Детские переживания более непосредственны, поскольку не проходят цензуры сознания. И сейчас педагоги все более это используют. Например, возясь с песком и фигурками, ребенок часто изображает семейные сцены.
Для развития памяти можно поиграть в «испорченный телефон»: один рисует картинку, показывает соседу в течении нескольких секунд и закрывает. Сосед пытается повторить рисунок, потом показывает его дальше. А затем сравнивают первую и последнюю картинку.
С помощью арт-терапии можно развивать и коммуникативные способности, работу в паре. Здесь применяется техника каракули Винникотта, когда один ребенок изображает каракуль и передает другому, чтобы тот создал из нее образ. Да и ты сам, дорогой читатель, играл в детстве в игру странное животное, когда все по очереди рисуют разные части тела воображаемого животного.
Отдельная тема в арт-терапии — разрешение конфликта. Во-первых, использование арт-метода дает возможность выхода саморазрушительных и разрушительных тенденций и чувства гнева (помните, чучело начальника на котором японец может выместить чувство злости). Направляем злость, так сказать, в мирное русло.
Проекция конфликтных ситуаций на изобразительный материал позволяет дистанцироваться от ситуации и обрести контроль над ней. Но что более важно, появиться возможность анализировать и осознавать свои намерения и мысли. Как часто мы оплакиваем ошибки своих гневных поступков в повседневной жизни? Кстати, с помощью арт-терапии легче всего учиться искусству компромисса. Например: выбирается тема, предполагающая противопоставление одного другому, то есть добро — зло , день — ночь , мужчина — женщина . Берется большой лист бумаги и прикалывается к стене. На этот лист наносятся образы (рисунки, вырезки, фото . т.д.), чтобы композиция имела законченный характер. Как вы понимаете, процесс творчества сопровождается спорами, а результаты зависят от способности действовать сообща. Потом группа анализирует и обсуждает ход работы и конечный итог.
Жалко, что в России пока не принято использовать арт-терапию в социальной сфере. Наверное, если арт-терапевты предложат вашему руководителю в офисе свои услуги, он покрутит пальцем у виска. Однако, в мировом опыте, существуют примеры арт-терапевтической работы на уровне политического конфликта. В 1993-1996 годах в Хорватии была проведена комплексная программа под эгидой ЮНИСЕФ. Есть опыт работы в Боснии, Анголе, Южной Африке, в том числе, с жертвами пыток.
Кроме сказанного, метод художественного творчества применяется в социальной сфере при работе с правонарушителями, алкоголиками и наркоманами, религиозными объединениями, малыми этническими сообществами в процессе вживания в новую среду.
Разумно ли после всего перечисленного спектра применения воспринимать арт-терапию как просто нечто экзотическое?